Список форумов arthouse.tonet.ru

 
Сто лет первому русскому фильму  
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов arthouse.tonet.ru -> Информация о кино -> Новости кино
Автор Сообщение
Che
Администратор
Зарегистрирован: 07.02.2007
Сообщения: 867
Сообщение 2008-10-17 14:23 Ответить с цитатой
Сто лет назад, 15 октября 1908 года, в Санкт-Петербурге был показан первый русский игровой фильм, немая лента под названием "Понизовая вольница". Это был фильм о Стеньке Разине, и, по сути, иллюстрировал знаменитую народную песню о славном атамане, который увлекся персидской княжной, но, услышав упреки товарищей (нас на бабу поменял!) картинно сбросил княжну за борт в Волгу.

В фильме за борт кидали чучело в персидском наряде.

А создал ленту фотограф и продюсер Александр Дранков.

Между тем если взглянуть на точку рождения русской национальной кинематографии более строгим взглядом, то выяснится, что первую русскую ленту сняли все ж таки не мы, а французы и случилось это на год раньше. Фирма "Пате" учла своеобразие момента, а именно отсутствие кино на русском материале и поручила операторам Мейеру и Топи снять этнографическую ленту из жизни донских казаков. Это был крохотный сюжет продолжительностью не больше пяти минут. На экране реальные казаки скакали на лошадях, рубили воздух шашками и показывали элементы джигитовки. Это простейшее действо имело оглушительный успех в тогдашних кинотеатрах, о чем говорит значительный тираж ленты: 217 экземпляров.

По сути, разновидностью этнографической ленты стал и первый фильм Александра Дранкова, только роли разбойников исполняли непрофессиональные актеры из Петербургского народного дома.

На простор дачного пруда (он изображал матушку Волгу) выплывали суда (челны), на которых красовались ряженые братья-разбойники во главе с атаманом. Роль атамана сыграл Е.Петров-Краевский. Эффектный зловещий красавец. Он театрально двигал бровями, изображая муки совести перед ревнивой ватагой, страстно хватал княжну (чучело) и темпераментно топил в воде.

При всей наивности этого зрелища нужно отметить серьезность, с которой подходил к своей работе сам Александр Дранков. Он понимал, что стоит у истока национальной кинематографии, и даже заказал к своей ленте музыкальную увертюру. Ее написал композитор М. Ипполитов-Иванов. Между прочим, директор тогдашней Московской консерватории.

Обычно немой фильм в кинотеатре оживлял игрой на пианино специальный тапер, а здесь звучал специальный музыкальный пролог.

Если бросить беглый взгляд на то, какими были самые первые фильмы в Европе и Америке, то легко заметить их специфику и особенности национальной ментальности. На родине кинематографа во Франции первенство принадлежит фантазии. Здесь царил волшебник Жорж Мельес, который поражал парижскую публику изысканным зрелищем метаморфоз. Фантастическая лента: "Путешествие на луну". Кинофеерии на тему сказок Шарля Перро: "Золушка", "Красная шапочка". В Англии кинематограф стартовал в обличии документа, где тон задали ленты Д. Грирсона на социальные темы: "Рыбачьи суда", "Лицо угля". В Америке же пионером кино стал вестерн Э. Портера "Большое ограбление поезда".

В этих разнонаправленных стартах уже виден ведущий тон и лейтмотив всех будущих зрелищ. Франция двинется по пути гастрономических развлечений духа, Англия озаботится воспитанием социальной ответственности, США сделает ставку на зрелище, на шок, на грандиозное приключение и породит феномен Голливуда, а русское кино возьмет крен в сторону воспитания сердца в духе патриотизма, где главным зрелищем станет история.

Судьба пионеров русского кино будет весьма пестрой.

Исполнитель роли Стеньки Разина Петров-Краевский станет профессиональным актером немого кино, сценарист В.Гончаров (из железнодорожных служащих) напишет еще не один сценарий, оператор Н.Козловский станет подлинным мастером. А вот режиссер фильма некто В.Ромашков канет в Лету и все лавры отца основателя нашего кино, — параллельно с Ханжонковым — разделит хваткий продюсер и отчасти авантюрист Александр Дранков.

http://www.arthouse.ru/news.asp?id=9464

_________________
Человечеству не видать счастья, пока последнего капиталиста не задушат кишкой последнего бюрократа.
Париж, май 1968.
Вернуться
 Посмотреть профиль Отправить личное сообщение ICQ Number
Заголовок новой темы
Форум для новой темы
 
Страница 1 из 1
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов arthouse.tonet.ru -> Информация о кино -> Новости кино Часовой пояс: GMT + 6

 

Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Вы не можете прикреплять файлы на этом форуме
Вы не можете загружать файлы на этом форуме



© 2007 Art House T. & Webink (All Rights Reserved) | Powered by phpBB